+7 (495) 637 12 82
написать нам
Назад

Участники ПМЭФ-2019 выступили за «умное регулирование» рынка

Дата: 07.06.2019

        Представители бизнес-сообщества обменялись мнениями с представителями государственной власти. Участники обсудили, что именно представляет из себя умное регулирование, как подход к контролю за рынком, какие инструменты оно предлагает государству. Эксперты отметили, что применение данного подхода позволит прийти к тому, что в выигрыше окажутся все стороны – государство сохранит контроль за рынком, добросовестные компании не столкнутся с дополнительными ограничениями, а потребители получат доступ к широкому ассортименту товаров высокого качества.

        Пока, по мнению участников сессии, в России в большей степени используется ограничительно-запретительный подход к регулированию потребительского рынка.
Участники сессии считают важным находиться в постоянном, конструктивном диалоге с регулятором и на постоянной основе вести совместную работу с правительством по развитию отрасли. Отдельно эксперты отметили, что уже сегодня представители бизнеса на различных площадках вносят рациональные предложения по регулированию рынка – особенно в том, что касается прозрачности и предсказуемости правил работы компаний.

        Илья Ломакин-Румянцев, председатель Совета директоров Агентства содействия развитию экономических институтов «VLM-Invest», в ходе дискуссии отметил: «Если вы посмотрите весь массив законодательства, меняющий хозяйственную практику, то есть большая часть регуляторных изменений, которые вводятся либо очень быстро, либо дается невероятно короткий срок на рекомендации по внесению изменений. Я уже не говорю о том, что практически не прописывается переходный период. Все эти как бы жесткие меры, они бьют по самому же государству — что-то запретили и упали доходы бюджета, снизилась занятость населения, или же выросло недовольство властью. Когда мы принимаем какое-то решение, то должны понимать последствия. Smart-регулирование - это не синоним мягкого регулирования. Это регулирование, основанное на точном знании и точном прогнозировании всех последствий, на хорошем понимании причинно-следственных связей. Методы же регулирования при этом могут быть как мягкими, так и жесткими». 

        Умное регулирование предполагает концентрацию на областях повышенного риска. Это позволяет при необходимости вовремя принять меры и устранить слабые места, тем самым избежав негативных последствий от реализации угроз. Подобный риск-ориентированный подход предполагает точечную работу с возможными угрозами и внедрение инструментов, которые регулируют зоны наибольшего риска. Регулятор, в свою очередь, сможет определить недобросовестных участников рынка, которые наносят вред развитию отрасли. Представители продовольственного рынка надеются на переход от зарегулированности бизнеса к более гибкому «умному регулированию» для снижения нагрузки на добросовестные компании.

        «Наша индустрия подвержена серьезному регулированию. Приведу простой пример: к нашему основному закону уже принято 300 поправок. В общей сложности мы должны руководствоваться положениями более 35 различных федеральных законов, а наши акцизы выросли на 800 % за 10 лет. Все это происходило под эгидой призывов к оздоровлению нации, однако на фоне этого рынок просел на 40 %, а количество рабочих мест сократилось на 61 тыс. В итоге, наши потребители меняют свои потребительские предпочтения и переходят на крепкий алкоголь или продукцию собственного изготовления. Помимо этого, мы наблюдаем падение доходов государства. Это игра без победителей - проигрывает как индустрия, так и вся страна», - считает президент Carlsberg AS Кеес’т Харт. Он добавил, что стоит всерьез задуматься над внедрением «умного регулирования».

        Принципы умного регулирования должны основываться на процедуре оценки регулирующего влияния (ОРВ) законодательных инициатив. Это позволит объективно оценить масштаб стратегического воздействия регулирующих мер на экономику в целом. Как показывает практика, необходимо качественное изменение институциональной среды, постоянный мониторинг уже реализованных и намеченных к реализации законодательных инициатив, налаживание системы обратной связи между бизнесом и государством, консолидации стратегических планов развития. Умное регулирование подразумевает упрощение и сокращение нормативно-правовой базы, оптимизацию процесса принятия решений, от чего в итоге выигрывают все задействованные стороны.

        «Если государство пойдет нам навстречу, проверит и примет на экспертизу те научные исследования, которые мы провели, это позволит дифференцировать альтернативные никотиносодержащие продукты от имеющихся на рынке и реализовать сбалансированный подход к регулированию инновационных продуктов с учетом их потенциала к снижению вреда. Это, в свою очередь, позволит переключить курильщиков на альтернативные продукты быстрее. Если государством будут выработаны соответствующие подходы к регулированию, инвестиции в выпуск продукции с пониженным риском вырастут вдвое», — комментирует президент аффилированных компаний Philip Morris International в России и Белоруссии Ашок Рам Мохан.

        По словам экспертов, запреты и ограничения, вводимые государством, работают лишь в отношении каждого десятого курильщика. Молодежь запреты воспринимает как руководство к действию. По статистике, ужесточение антитабачного законодательства в 2013 году привело к некоторому снижению числа курильщиков, но потом этот процесс прекратился. Производителя табачной продукции работают над снижением вреда для здоровья потребителя, создавая альтернативные никотиносодержащие продукты. По их мнению, уровень вредных веществ в которых в среднем на 90% ниже по сравнению с сигаретами.

        Когда в 2013 году принимался закон об охране здоровья граждан от табачного дыма, инновационных технологий с пониженным вредом еще не существовало, отметил на обсуждении зампредседателя комитета по охране здоровья Госдумы Леонид Огуль. По его словам, сейчас государству необходимо перестраиваться и вносить изменения в законодательство: «Люди должны знать об имеющихся альтернативах, но необходимо подключить научное сообщество и сформировать доказательную базу того, насколько это менее вредно».

        В конце мая 2019 года правительство внесло в Госдуму проект поправок в Налоговый кодекс, которые вводят акцизы на одноразовые электронные системы доставки никотина. Ко второму чтению в перечень подакцизных товаров планируется внести и многоразовые подобные системы, что приведет к росту их стоимости.


#SmartRegulation #ПМЭФ #Регулирование